История маркетинга
1705 год Московские вывески

К 1705 году относят самое ранее известное нам изображение московской вывески. Первые вывески , в виде бутафорских предметов или плоских щитов с надписью и рисунком, сообщающими о названии заведения и роде его деятельности, по всей видимости, появились в России в конце XVII – начале XVIII вв. (Сазиков, Виноградова 2013)

В отношении происхождения вывесок, интересно предположение было сделано в книге Дистрибуенди, где автор указывает на то, что первыми вывесками с рассказом о имени, его знатности и роде занятия владельца, по сути своей, являются рыцарские щиты (Дистрибуенди 1836). Полагаю, что между этим безусловным фактом и массовым появлением вывесок есть некий разрыв. Позволю себе предположить, что возвращавшиеся из походов небогатые рыцари, были готовы служить за деньги наемными воинами. Щит, вывешенный на фасаде или воротах дома такого рыцаря, недвусмысленного говорил об опыте владельца и о его желании продать свое умение. Иная возможная причина появления вывесок проиллюстрирована на гравюре.

Товар, вывешенный выше голов ярмарочной толпы, издалека обозначал место продажи этого товара. Позднее, муляжи товара и картины заменили сам товар, что было актуально при торговле в помещении и при плохой погоде.

А в середине XVIII века появляются первые указы, относящиеся к форме и содержанию вывесок.

На основании указа императрицы Екатерины II в 1785 г. было утверждено Ремесленное положение, согласно которому все мастера, подмастерья и ученики, владеющие тем или иным ремеслом, записывались в ремесленный цех. В Москве ремесленники (как русские, так и иностранцы) начали записываться в цеха 17 января 1799 года. Цеха подчинялись Ремесленной цеховой управе, которая не только принимала и исключала из цехов, проводила испытание на звание мастера и разбирала тяжбы между ремесленниками, но и утверждала вывески всех мастерских. Об этом подробно пишут А.В. Повелихина и Е.Ф. Ковтун:«Вывескные живописцы» или «вывесные мастера».

Первые российские вывески заимствовали характерные черты лубочного творчества. В центре вывески обычно размещался примитивно изображенный предмет торговли или зрелища: «Для западноевропейских городов характерны кронштейны с двусторонними изображениями или предметными муляжами. В российских городах, с их сравнительно широкими улицами, активнее использовались плоскостные настенные вывески, как можно крупнее и ярче демонстрировался продукт» (Повелихина, Ковтун 1991).

Со временем, для каждого заведения сложился свой стереотип вывески. Традиция использовать геральдические символы в рекламных целях пришла в Россию из Европы. Определенные вывесочные «каноны» — принципы композиции и различия в форме и цвете вывесок, зависящие от специализации магазина, сложились лишь к XIX в. К этому времени, помимо живописных вывесок, широко распространяются вывески, в стиле театральных шрифтовых афиш, отличающиеся строгостью и детальным описанием предстоящего представления.

К середине 19 века, реклама стала являться не только источником информации, но и украшением улиц. Появились различные рекламные установки: штендеры, афишные тумбы. Однако в провинциальных городах и кварталах продолжали существовать лубочные вывески. В 1849 году, Иван Кокорев в журнале "Москвитянин", писал:
Кузнецкий мост, Тверская, Никольская, Ильинка – какое зрелище пред очи представляете вы? Домище на домище, дверь на двери, окно на окне, и все это, от низу до верху, усеяно вывесками, покрыто ими, как обоями. Вывеска цепляется за вывеску, одна теснит другую; гигантский вызолоченный сапог горделиво высится над двухаршинным кренделем; окорок ветчины красуется против телескопа; ключ в полпуда весом присоединился бок о бок с исполинскими ножницами, седлом, сделанным по мерке Бовы-королевича, и перчаткой, в которую влезет дюжина рук; виноградная гроздь красноречиво довершает эффект «Торговли российских и иностранных вин, рому и водок.
В 1897 году в Санкт-Петербурге была проведена первая российская выставка афиш и плакатов. На ней было собрано более 700 листов из разных стран. Наиболее выдающимися русскими художниками, которые рисовали плакаты, в то время считались В.А. Андреев, И. Порфиров, С. С. Соломко и И. С. Галкин.

Источники

  • Дистрибуенди (1836) «Взгляд на московские вывески», Дистрибуенди Фёдор, Типография И. Смирнова в 1836 г. Скачать  
  • Сазиков, Виноградова (2013), «Наружная реклама Москвы: История, типология, документы». Сазиков А.В., Виноградова Т.Б. - М.: Русскiй Мiр, 2013. – 400 с.
  • Повелихина, Ковтун (1991) «Русская живописная вывеска и художники авангарда». Повелихина А.В., Ковтун Е.Ф. – Ленинград : Аврора, 1991 г.
  •  28.01.2020   1.09K просмотров ID: 7000