История маркетинга
1990 год Модель Роберта Лоутерборна «4С»

В 1990 году  профессор рекламы Robert F. Lauterborn (Роберт Лоутерборн) из университета Северной Каролины предложил модель «4С» – новый взгляд на классические 4P маркетинга, с позиции потребителя
  • Customer value – ценность покупателя;
  • Cost to the customer  затраты покупателя;
  • Communications – обмен и нформацией;
  • Convenience to buy – удобство при покупке.
В своем эмоциональном выступлении в школе журналистики Университета Северной Каролины он провозгласил:

Пора оправить на пенсию знаменитые «четыре Пи» Маккарти, лежащие в основе маркетингового образования в течение двадцати лет

Концепция «4С» за счет своей клиентской направленности получила большую популярность. Модель «4С» целесообразно использовать для управления маркетингом в сфере услуг, поскольку она в наибольшей степени учитывает специфику данной сферы (Разумовская 2006).

Однако, важно понимать, что законы маркетинга не могут произвольно меняться в зависимости от специфики товара, рынка или сферы деятельности компании. Некорректно разделение моделей маркетинг-микса для вещественных продуктов («4Р») и нематериальных услуг («7Р»), для сфер образования и «электронного» бизнеса. На лицо произвольный подбор элементов модели, отсутствие логики и обоснованности их включения в общую структуру. Не удивительно, что до сих пор не появился комплекс маркетинга «4X». Видимо, это связано с тем, что в английском языке у слов, входящих в комплекс маркетинга «4P», нет синонимов начинающихся с этой буквы. Все же попытки представить комплекс маркетинга «4P» – как взгляд от производителя, а остальные – как бы более верный взгляд с позиции потребителя, не выдерживают критики, ибо задача маркетинга – удовлетворенный потребитель, и сколько бы взглядов на комплекс маркетинга не было, либо это взгляд маркетолога, либо нет.

  • Lauterborn, B. «New marketing litany; Four P’s passe; C-words take over» / B. Lauterborm //Advertising Age. – 1990. – Oct. - No1. – 2 p
  • Разумовская, А. «Настольная книга российского маркетолога-практика» / А. Разумовская, В. Янченко. М.: Вершина, 2006. 496 с
  •  11.01.2020   2.81K просмотров ID: 6960