История маркетинга
1990 год Модель Роберта Лоутерборна «4С»
- Customer value – ценность покупателя;
- Cost to the customer затраты покупателя;
- Communications – обмен и нформацией;
- Convenience to buy – удобство при покупке.
Пора оправить на пенсию знаменитые «четыре Пи» Маккарти, лежащие в основе маркетингового образования в течение двадцати лет
Концепция «4С» за счет своей клиентской направленности получила большую популярность. Модель «4С» целесообразно использовать для управления маркетингом в сфере услуг, поскольку она в наибольшей степени учитывает специфику данной сферы (Разумовская 2006).
Однако, важно понимать, что законы маркетинга не могут произвольно меняться в зависимости от специфики товара, рынка или сферы деятельности компании. Некорректно разделение моделей маркетинг-микса для вещественных продуктов («4Р») и нематериальных услуг («7Р»), для сфер образования и «электронного» бизнеса. На лицо произвольный подбор элементов модели, отсутствие логики и обоснованности их включения в общую структуру. Не удивительно, что до сих пор не появился комплекс маркетинга «4X». Видимо, это связано с тем, что в английском языке у слов, входящих в комплекс маркетинга «4P», нет синонимов начинающихся с этой буквы. Все же попытки представить комплекс маркетинга «4P» – как взгляд от производителя, а остальные – как бы более верный взгляд с позиции потребителя, не выдерживают критики, ибо задача маркетинга – удовлетворенный потребитель, и сколько бы взглядов на комплекс маркетинга не было, либо это взгляд маркетолога, либо нет.