История маркетинга
561 год до н.э. Товарно-денежный рыночный обмен

Продажи и покупки, в той самой, понимаемой нами сегодня форме, возникли в XII веке до н.э. в Малой Азии (ныне современная Турция). Самое раннее историческое утверждение о происхождении маркетинговой деятельности было сделано Геродотом (Геродот «Историия»):
Лидийцы были первыми людьми, о которых мы знаем, которые использовали золото и серебряную чеканку и ввели розничную (мелочную) торговлю.

Большое внимание историки уделяют становлению денежных систем различных государств древности. Это понятно – денежный эквивалент стоимости имущества, оборачиваемого, продаваемого или отдаваемого в залог, и, соответственно, наличие эквивалента стоимости товаров в виде денег, в той или иной их форме, является признаком развитости рыночной торговли, носившей системный характер. 

Согласно описанию Геродота, последний лидийский царь Крез (561 - 546 гг до н.э.) впервые ввел би-металлическую денежную систему с параллельным обращением золотых и серебряных монет. Поскольку рыночная торговля (маркетинг) – обмен товаров на эквивалетное количество драгоценного металла была гораздо более эффективнее, чем натуральный товарный обмен (бартер), она быстро распространилась на соседние греческие города, по всему Средиземному морю, а затем и дальше – по всему цивилизованному миру.

Покорив Лидию в 546 до н.э., персидские цари сохранили денежную систему. Около 630 - 620 гг. до н.э. собственные монеты начали чеканить крупные города-полисы Афины и Коринф. В VI в. до н.э. их примеру последовали многочисленные греческие колонии в Сицилии и Южной Италии, во Фракии и Македонии, а также на побережье Черного моря. Уже в VI в. до н.э. многие греческие города юrа Италии и Сицилии имели свои монетные дворы. Первые этрусские монеты появились в середине V в. до н.э. В IV - III вв. до н.э. чеканка грубых монет появилась в большинстве этрусских городах. Организация собственной денежной эмиссии в Риме произошла в 289 r. до н.э. после военной победы над Пирром.

Систематическую основу для обсуждения мысли о макро-маркетинге, которой с тех пор (сознательно или неосознанно) следовал почти каждый мыслитель, представил Платон, сформулировавший просто и лаконично, в современных понятиях, мысль:
Поскольку люди не являются самодостаточными, общество развивается для удовлетворения потребностей человека. Поскольку люди обладают разными навыками, их сравнительные преимущества приводят к разделению труда. Занимаясь каждый своим делом, люди приводят общество к повышению эффективности производства.
Разделение труда, что логично, также приводит к разделению общества на производителей и потребителей. Чтобы преодолеть этот разрыв, необходим обмен производимым – продажа и покупка. Процесс обмена требует работы, работа требует времени, а время требует дополнительных затрат.

Следовательно, появляются маркетинговые посредники – как специалисты, максимально эффективно осуществляющие процессы обмена появляются из-за их повышенной эффективности в биржа обмена. (Shaw, 1995)

В то время, маркетинг представлял собой странную новую форму общественных отношений. Подчеркивая индивидуальную выгоду и конкуренцию, маркетинговая деятельность казалась вредной для поддержания устоявшихся за века социальных связей, простого товарного обмена, которые объединяли членов общества, – тех связей, которые традиционно основывались на альтруизме, сотрудничестве и натуральном хозяйстве.

К примеру, во время голода из-за неурожая или войн, в то время, социально приемлемым делом было делить бедственное положение своих соседей, но рыночные торговцы (маркетологи) с большей вероятностью стремились поднять цены. Глубокие мыслители того времени, такие как Сократ (IV в. До н.э.), были обеспокоены тем, как эта новая, быстро растущая форма человеческих отношений повлияет на социальный порядок. Его заочная дискуссии с недовольными новыми рыночными отношениями представляли собой самое раннее размышление о маркетинге с социальной точки зрения, которое теперь называют макромаркетинговой мыслью. Наряду с развитием социальных отношений, рыночная деятельность была и причиной социальных издержек. Например, Платон говорил:
Давайте посмотрим, где торговля считается… неуважительным делом… для того, чтобы мы могли исправить ее по закону
Таким образом мыслитель хотел исправить незаконные и аморальные аспекты рыночной торговли, чтобы она «приносила пользу всем и наносила как можно меньше вреда» (Dixon 1979).


  • Dixon, Donald F. (1979) «Prejudice v. marketing? An examination of some historical sources». Akron Business and Economic Review, (Fall), 37–42.
  • Shaw, Eric (1995), «The first dialogue on macromarketing». Journal of Macromarketing, 15 (Spring), 7–20.
  •   448 просмотров
      561 год до н.э.

    Материалы по теме:


    Поделиться: