История маркетинга
1948 год Термин «Маркетинг-микс»
Фраза «маркетинг-микс» была впервые использована Н. Х. Борком в 1948 году. Этой фразой он хотел четко объяснить, что маркетинговую деятельность фирмы нельзя понимать иначе, чем совокупность инструментов, позволяющая, в такой сложной области, как рыночная деятельность, получить гармоничный результат от взимосвязанных процессов. (Forest M. 2000).
Термин комплекс маркетинга («маркетинг-микс») был сформулирован Джеймсом Каллитоном, работавшим на кафедре «Реклама» в Гарвардском Университете. В своих работах, автор описывал маркетолога, – как человека, координирующего разные процессы и комбинирующего различные элементы в единый комплекс, с целью влияния на спрос. (Waterschoo, Bulte 1992).
В 1953 г. Нил Хопперн Борден американский академик, профессор кафедры «Реклама» Гарвардского Университета в своем президентском обращении к Американской маркетинговой ассоциации публично назвал и определил понятие «маркетинговый микс» . При этом, Борден не отрицал, что использовал работы Джеймса Каллитона.
Нил Х. Борден группирует эти инструменты в следующих областях (Borden 1964):
- Планирование продукта,
- Ценообразование,
- Брендинг,
- Каналы дистрибуции,
- Личные продажи,
- Реклама,
- Стимулирование продаж,
- Обслуживание,
- Физическое распределение,
- Исследование рынка.