История маркетинга
1922 год Определение и функции маркетинга по Кларку

В 1922 году Фред Эмерсон Кларк (Fred Emerson Clark) заместитель профессора экономики и маркетинга в школе коммерции Северо-западного университета дал собственное понимание тому, что такое «маркетинг» и сформулировал ряд функций, за которые ответственен маркетинг:

Маркетинг представляет собой: усилия, которые приводят к передаче прав собственности на товары, и заботу о физическом распределении товаров. (Clark 1922)

Кларк обратил внимание, что в процессе передачи права собственности на товар, следует различать две важные функции (Clark 1922):

  • Создание спроса на продукцию (Кларк назвал это «торговля») и
  • Сборку продукции для потребителя (Кларк назвал это «закупка»).
цель каждой из них различна.
Цель «торговли» – найти рынок, на котором имеющийся у продавца товар можно продать по выгодной цене. Цель «закупки» состоит в том, чтобы обеспечить потребителю по удовлетворительной цене разнообразие, качество и количество товаров, которые он желает, и иметь их в надлежащее время и в надлежащем месте. (Clark 1922)

Кларк отмечал, что каждая из маркетинговых функций настолько важна, что требует отдельного и подробного изучения и реализации. В перечне функций маркетинга Кларка значатся:

  1. Функции обмена
    • Создание спроса (торговля)
    • Сборка (закупка)
  2. Функции физического снабжения
    • Транспортировка
    • Хранение
  3. Вспомогательные или облегчающие функции
    • Финансирование
    • Принятие риска
    • Стандартизация

Книга Кларка любопытна тем, что описывает взгляды на маркетинг тех лет, описывает природу маркетингового процесса, рассматривает структуру рынка. В книге автор делает попытку анализа маркетинговых проблем и средств, используемых при их решении. Кларк отмечает, что потребность в маркетинге проистекает из разделения труда. Маркетингом занимаются производитель, потребитель и определенные специализированные агентства – посредники. Необходимость в разделении труда, стала очевидной всвязи с разнообразием человеческих потребностей и кажущихся безграничными возможностей расширять и разнообразить свои желания (Clark 1922). С точки зрения понимания того, что такое маркетинг, существовавшего в то время, интересен набор глав книги, описывающей принципы маркетинга.

В главах III-V обсуждаются проблемы, методы и механизмы, используемые в маркетинге сельскохозяйственной продукции. Глава VI посвящена сбыту. В следующих четырех главах обсуждается маркетинг произведенной продукции. Затем две главы посвящены розничной торговле, а одна – распределению. Глава XIV посвящена тема эффективности посредников.

В 1932 году уже в сотрудничестве с Уэлд, в книге «Маркетинг сельскохозяйственной продукции в США», Кларк переосмыслил специфические функции, которые выполняют маркетологи.

В к главе «Функции маркетинга» авторы обращают внимание на то, что главная цель маркетинговой системы: передать продукты от производителей в руки удаленных пользователей, включающих три очень важных и связанных процесса: концентрацию (сбор излишков), выравнивание (регулирование спроса и предложения) и дисперсию (распределение предложения по соответствующим объемам для разделения на меньшие объемы соответственно). При осуществлении этих процессов существуют определенные специфические услуги или функции, которые должны выполняться теми, кто занимается маркетингом (Clark & Weld, 1932, p. 22)

Эти процессы подразделяются на семь функций маркетинга:

  1. Концентрация;
  2. Хранение;
  3. Финансирование;
  4. Принятие риска;
  5. Стандартизация;
  6. Продажа;
  7. Транспортировка.

Первые две функции возникают потому, что производители географически рассредоточены, при этом они производят разноплановые и, често, взаимодополняемые товары. Тогда как покупатели также рассредоточены и потребляют все эти товары, часто совместно. В результате концентрация товаров, покупка у производителей и хранение становятся настоятельной необходимостью. Финансирование и принятие риска идут рука об руку, поскольку приходится оплачивать товары и нести ответственность за них и за эффективное использование финансовых ресурсов с момента, когда товары покидают производителя и до тех пор, пока они не достигнут потребителя . Стандартизация включает в себя процесс сортировки, стандартизации, переупаковки, формирование из больших объемов мелких, тем самым формирование товарных единиц продукции для распределения.

Маркетинг сложен, и выполнение этих функций требует времени и труда многих людей. Знание этих функций обеспечивает наилучший подход к изучению механизма маркетинга. Описание функций маркетинга позволило понять, почему существуют посредники, почему процесс маркетинга является дорогостоящим и почему были созданы существующие торговые организации.

Необходимо отметить, что задолго до этого экономист-аграрий Генри Чарльз Тейлор (Taylor 1919), делая похожее перечисление функций маркетинга, упоминает и «Распределение». Отсутствие у Кларка и Уэлда такой функции, как «Распределение» – существенно ограничивает деятельность маркетинговых специалистов, к тому же целям и задачам дистрибьюции, как рыночной деятельности, многие годы до этого уже уделялось большое внимание.

Книга Кларка и Уэлда к 1949 году была переиздана девять раз.


Источники

  • Clark (1922), «Principles of marketing». The Macmillan Company. Clark, Fred E. NY 1922. Скачать  
  • Clark, Weld (1932), «Marketing agricultural products in the united states». Clark, Fred E. & Weld, L. D. H., NY: Macmillan Company, 1932. Скачать  
  • Taylor (1919), «Outlines of Agricultural Economics» Henry C. Taylor, NY: Macmillan Company. Скачать  
  • Упомянутые в статье эксперты

  • Clark Fred Emerson (Фред Кларк)
  • Taylor Henry C. (Генри Тейлор)
  •  01.02.2020   1.01K просмотров ID: 7011