История маркетинга
1959 год Маркетинговый аудит

Первые упоминания о проведении маркетингового аудита относятся к началу 1950-х гг. Рудольф Даллмейер, бывший исполнительный директор Booz Allen & Hamilton, в 1952 г. подтвердил в СМИ факт проведения маркетинговых проверок на своем предприятии.

В 1959 г. Американская ассоциация управления (American Management Association, AMA) опубликовала сборник статей по аудиту маркетинга под названием «Анализ и совершенствование сбытовой деятельности».

В этот сборник вошла статья Shuchman (1959), посвященная практическим аспектам направления маркетинга.

В 1960-е гг. консалтинговые фирмы стали формировать первые коммерческие предложения по проведению аудита маркетинга.

В 1967 г. Котлер дал первое научное определение маркетингового аудита. В работе «Marketing Management: Analysis, Planning, and Control», автор освятил полную главу маркетинговому аудиту
и определили его как: 
«нечто особенное всеобъемлющее, большее, чем другие методы контроля над усилиями фирмы» Kotler (1967)
Работы 50-х – 60-х годов стали основным источником информации для многих авторов, которые внесли свой вклад в дальнейшее развитие маркетингового аудита. 

Публикация Kotler, Gregor and Rodgers (1977) стала отправным пунктом в развитии теории маркетингового аудита. Основная мысль Котлера и его соавторов заключалась в том, что маркетинговый аудит следует использовать в качестве неотъемлемой части процесса планирования маркетинга. По мнению исследователей, маркетинговый аудит также можно рассматривать как инструмент, позволяющий оценить общую приверженность организации к стратегии рыночной ориентации.

Практическое применение в рамках стратегической оценки рыночной позиции предприятия маркетинговый аудит как метод определения потенциала компании получил лишь в 1970-х гг.

Изменение вкусов и предпочтений потребителей, ускорение технологических прорывов и растущая интенсивность конкуренции во многих и особенно растущих отраслях промышленности обусловили необходимость изменения отношения и руководства некоторых компаний для включения более атакующих и защитных мер в планирование и реализацию своих маркетинговых усилий (Sutcliffe 1975, Brownlie 1993, Kotler, FitzRoy and Shaw 1980).

Brownlie (1993) предложил стратегическую роль маркетингового аудита как инструмента коррекции маркетинга и изменений компании. Многие авторы разработали общие параметры для набора руководящих принципов, чтобы способствовать единообразию и общности при проведении аудита. Было рекомендовано использовать структурированный вопросник для сбора единообразной информации (Kotler 1993) и контрольный перечень вопросов диагностики (Wilson 1993, Brownlie 1993). 

В России маркетинговый аудит как самостоятельное коммерческое направление внешнего консалтинга зародился в начале 2000-х гг. Толчком для этого послужила публикация книги О. Уилсона «Аудит маркетинга» и серии статей В.Д. Шкардун (2003).

  • Brownlie, Douglas (1993), «The Marketing Audit: A Metrology of Explanation, Marketing Intelligence and Planning», 11 (1), 4-12.
  • Kotler P., (1967) «Marketing Management: Analysis, Planning, and Control» Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, Inc. (p. 594)
  • Kotler P., Gregor W., Rodgers W. (1977). «The Marketing Audit Comes of Age». Kotler, Philip, Peter FitzRoy and Robin Shaw (1980), Australian Marketing Management, Sydney, Prentice Hall of Australia.
  • Shuchman A. (1959). «The marketing audit: its nature, purposes and problems». In: Analyzing and Improving Marketing Performance. Marketing Audits in Theory and Practice. American Management Association, AMA
  • Sutcliffe, John (1975), «The Marketing Audit. The PA Australian Management Series», Melbourne, Hutchinson of Australia.
  • Wilson, Aubrey (1993), Marketing Audit Checklist: A Guide to Effective Marketing Resource Realization, 2nd Edition, London, McGraw Hill.
  • Шкардун В.Д. Исполнители маркетингового аудита // Маркетинг и маркетинговые исследования.  2003.  No2.
  • Шкардун В.Д. Объекты маркетингового аудита // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. No1.
  • Kotler, Philip, (1980) «Marketing management : analysis, planning, and control»  Englewood Cliffs, N.J. : Prentice-Hall (р. 650-657) Скачать
  •   271 просмотр
      1959 год

    Материалы по теме:


    Поделиться: