История маркетинга
1959 год Маркетинговый аудит
Первые упоминания о проведении маркетингового аудита относятся к началу 1950-х гг. Рудольф Даллмейер, бывший исполнительный директор Booz Allen & Hamilton, в 1952 г. подтвердил в СМИ факт проведения маркетинговых проверок на своем предприятии.
В 1959 г. Американская ассоциация управления (American Management Association, AMA) опубликовала сборник статей по аудиту маркетинга под названием «Анализ и совершенствование сбытовой деятельности».
В этот сборник вошла статья Shuchman (1959), посвященная практическим аспектам направления маркетинга.
В 1960-е гг. консалтинговые фирмы стали формировать первые коммерческие предложения по проведению аудита маркетинга.
В 1967 г. Котлер дал первое научное определение маркетингового аудита. В работе «Marketing Management: Analysis, Planning, and Control», автор освятил полную главу маркетинговому аудиту
и определили его как:
Публикация Kotler, Gregor and Rodgers (1977) стала отправным пунктом в развитии теории маркетингового аудита. Основная мысль Котлера и его соавторов заключалась в том, что маркетинговый аудит следует использовать в качестве неотъемлемой части процесса планирования маркетинга. По мнению исследователей, маркетинговый аудит также можно рассматривать как инструмент, позволяющий оценить общую приверженность организации к стратегии рыночной ориентации.
Практическое применение в рамках стратегической оценки рыночной позиции предприятия маркетинговый аудит как метод определения потенциала компании получил лишь в 1970-х гг.
Изменение вкусов и предпочтений потребителей, ускорение технологических прорывов и растущая интенсивность конкуренции во многих и особенно растущих отраслях промышленности обусловили необходимость изменения отношения и руководства некоторых компаний для включения более атакующих и защитных мер в планирование и реализацию своих маркетинговых усилий (Sutcliffe 1975, Brownlie 1993, Kotler, FitzRoy and Shaw 1980).
Brownlie (1993) предложил стратегическую роль маркетингового аудита как инструмента коррекции маркетинга и изменений компании. Многие авторы разработали общие параметры для набора руководящих принципов, чтобы способствовать единообразию и общности при проведении аудита. Было рекомендовано использовать структурированный вопросник для сбора единообразной информации (Kotler 1993) и контрольный перечень вопросов диагностики (Wilson 1993, Brownlie 1993).
В России маркетинговый аудит как самостоятельное коммерческое направление внешнего консалтинга зародился в начале 2000-х гг. Толчком для этого послужила публикация книги О. Уилсона «Аудит маркетинга» и серии статей В.Д. Шкардун (2003).
Brownlie, Douglas (1993), «The Marketing Audit: A Metrology of Explanation, Marketing Intelligence and Planning», 11 (1), 4-12.
Kotler P., (1967) «Marketing Management: Analysis, Planning, and Control» Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, Inc. (p. 594)
Kotler P., Gregor W., Rodgers W. (1977). «The Marketing Audit Comes of Age». Kotler, Philip, Peter FitzRoy and Robin Shaw (1980), Australian Marketing Management, Sydney, Prentice Hall of Australia.
Shuchman A. (1959). «The marketing audit: its nature, purposes and problems». In: Analyzing and Improving Marketing Performance. Marketing Audits in Theory and Practice. American Management Association, AMA
Sutcliffe, John (1975), «The Marketing Audit. The PA Australian Management Series», Melbourne, Hutchinson of Australia.
Wilson, Aubrey (1993), Marketing Audit Checklist: A Guide to Effective Marketing Resource Realization, 2nd Edition, London, McGraw Hill.
Шкардун В.Д. Исполнители маркетингового аудита // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. No2.
Шкардун В.Д. Объекты маркетингового аудита // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. No1.
Kotler, Philip, (1980) «Marketing management : analysis, planning, and control» Englewood Cliffs, N.J. : Prentice-Hall (р. 650-657) Скачать
В 1959 г. Американская ассоциация управления (American Management Association, AMA) опубликовала сборник статей по аудиту маркетинга под названием «Анализ и совершенствование сбытовой деятельности».
В этот сборник вошла статья Shuchman (1959), посвященная практическим аспектам направления маркетинга.
В 1960-е гг. консалтинговые фирмы стали формировать первые коммерческие предложения по проведению аудита маркетинга.
В 1967 г. Котлер дал первое научное определение маркетингового аудита. В работе «Marketing Management: Analysis, Planning, and Control», автор освятил полную главу маркетинговому аудиту
и определили его как:
«нечто особенное всеобъемлющее, большее, чем другие методы контроля над усилиями фирмы» Kotler (1967)Работы 50-х – 60-х годов стали основным источником информации для многих авторов, которые внесли свой вклад в дальнейшее развитие маркетингового аудита.
Публикация Kotler, Gregor and Rodgers (1977) стала отправным пунктом в развитии теории маркетингового аудита. Основная мысль Котлера и его соавторов заключалась в том, что маркетинговый аудит следует использовать в качестве неотъемлемой части процесса планирования маркетинга. По мнению исследователей, маркетинговый аудит также можно рассматривать как инструмент, позволяющий оценить общую приверженность организации к стратегии рыночной ориентации.
Практическое применение в рамках стратегической оценки рыночной позиции предприятия маркетинговый аудит как метод определения потенциала компании получил лишь в 1970-х гг.
Изменение вкусов и предпочтений потребителей, ускорение технологических прорывов и растущая интенсивность конкуренции во многих и особенно растущих отраслях промышленности обусловили необходимость изменения отношения и руководства некоторых компаний для включения более атакующих и защитных мер в планирование и реализацию своих маркетинговых усилий (Sutcliffe 1975, Brownlie 1993, Kotler, FitzRoy and Shaw 1980).
Brownlie (1993) предложил стратегическую роль маркетингового аудита как инструмента коррекции маркетинга и изменений компании. Многие авторы разработали общие параметры для набора руководящих принципов, чтобы способствовать единообразию и общности при проведении аудита. Было рекомендовано использовать структурированный вопросник для сбора единообразной информации (Kotler 1993) и контрольный перечень вопросов диагностики (Wilson 1993, Brownlie 1993).
В России маркетинговый аудит как самостоятельное коммерческое направление внешнего консалтинга зародился в начале 2000-х гг. Толчком для этого послужила публикация книги О. Уилсона «Аудит маркетинга» и серии статей В.Д. Шкардун (2003).
419 просмотров
1959 год