История маркетинга
1975 год Зеленый маркетинг

В 1975 году Американская ассоциация маркетинга (AMA) провела первый семинар по «экологическому маркетингу». Результатом работы этого семинара стала одна из первых книг, озаглавленная «Экологический маркетинг», где это явление определяется как «Зеленый» или «экологический маркетинг» и предполагает любые виды деятельности, направленные на создание обмену и содействие любым обменам, направленным на удовлетворение человеческих потребностей или желаний, таким образом, чтобы удовлетворение этих потребностей и желаний происходило с минимальным вредным воздействием на окружающую среду".

Согласно Американской ассоциации маркетинга (ama), зеленый маркетинг можно определить тремя различными способами:
  • Во-первых, зеленый маркетинг – это маркетинг продуктов, которые считаются экологически безопасными (определение розничной торговли).
  • Во-вторых, зеленый маркетинг – это разработка и маркетинг продуктов, предназначенных для минимизации негативного воздействия на физическую среду или повышения ее качества (определение социального маркетинга).
  • В-третьих, зеленый маркетинг – это усилия организаций по производству, продвижению, упаковке и утилизации продуктов таким образом, чтобы они были чувствительны или реагировали на экологические проблемы (экологическое определение).

Зеленый маркетинг развивался в течение определенного периода времени. Согласно Питти (Peattie 2001), эволюция зеленого маркетинга имеет три фазы.
  • Первый этап был назван «экологичным» маркетингом 70-х годов XX века
  • Вторым этапом был «экологический» маркетинг – маркетинг окружающей среды 80-х годов
  • Третья фаза – «устойчивый» зеленый маркетинг. Он получил известность в конце 1990-х и начале 2000-х.

Экологичный маркетинг – это, в первую очередь, выработка конкретных экологичных решений. В течение этого периода вся маркетинговая деятельность была сосредоточена на конкретных экологических проблемах, таких как загрязнение воздуха, истощение запасов нефти и воздействие пестицидов на окружающую среду.

Экологический маркетинг – это поиск своего «зеленого потреьителя». Акцент сместился на пропаганду чистых технологий, понимание и ориентацию на «зеленого потребителя», рассматривая хорошие социально-экологические показатели как потенциальную основу конкурентного преимущества, а также поощряя маркетологов к восприятию бизнеса с точки зрения физических систем.

Устойчивый маркетинг можно рассматривать как маркетинг, который находится внутри устойчивого экономического развития социума, рынка и компании и поддерживает их устойчивое развитие. Питти утверждает, что не устойчивое экономическое развитие создает серьезные проблемы для маркетинга. Эти проблемы касаются будущего, справедливости и потребностей/желаний.


Первая волна зеленого маркетинга пришлась на 1980-е гг. отчеты о корпоративной социальной ответственности начались с отчета продавца мороженого Ben & Jerry's, где финансовый отчет был дополнен более широким представлением о влиянии компании на окружающую среду.

В 1987 году в документе, подготовленном Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию, устойчивое развитие определялось как удовлетворение “потребностей настоящего времени без ущерба для способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности”; этот документ получил название "доклад Брундтланда" и стал еще одним шагом на пути к широкому распространению представлений об устойчивости в повседневной деятельности.

В 90-е годы XX века «Зеленый маркетинг» продолжает набирать сторонников, особенно в свете растущей глобальной обеспокоенности изменением климата. Эта озабоченность привела к тому, что все больше компаний публикуют и рекламируют свои обязательства по снижению воздействия на климат, а также влияние, которое это оказывает на их продукты и услуги.

Две ощутимые вехи для волны зеленого маркетинга появились в виде опубликованных книг. Они были написаны Кеном Питти (Ken Peattie 1992) в Соединенном Королевстве и Жаклин Оттман (Jacquelyn Ottman 1993) в США.

Чартер определила зеленый маркетинг как: «Целостный и ответственный процесс стратегического управления, который выявляет, предвосхищает, удовлетворяет и удовлетворяет потребности заинтересованных сторон за разумное вознаграждение, которое не оказывает негативного влияния на благосостояние человека или природной среды» (Charter 1992 стр. 394).

Прайд и Феррелл (Pride and Ferrell 1993), отмечали, что зеленый маркетинг, также известный как экологический маркетинг или устойчивый маркетинг, относится к усилиям организации по разработке, продвижению, ценообразованию и распространению продуктов, которые не причинят вреда окружающей среде.

Полански (Polanski 1994) определил зеленый маркетинг как всю деятельность, направленную на создание и содействие любым обменам, направленным на удовлетворение человеческих потребностей или желаний, таким образом, чтобы удовлетворение этих потребностей и желаний происходило с минимальным вредным воздействием на природную среду.

Согласно Питти (Peattie 1995), зеленый маркетинг-это «целостный процесс управления, ответственный за выявление и удовлетворение потребностей клиентов и общества, выгодным и устойчивым способом». Термин «зеленый маркетинг» относится к планированию, разработке и продвижению товаров или услуг, которые удовлетворяют потребности потребителей в качестве, продукции, доступных ценах и услугах, не оказывая при этом негативного воздействия на окружающую среду, в отношении использования сырья, потребления энергии и т. д. (Peattie, Crane 2005).

  • Charter, M. (1992). «Greener Marketing». England: Greenleaf Publishing
  • Peattie, K. 1995. «Green marketing». M and E Handbooks. London: Pitman Publishing
  • Peattie, K. (2001). «Towards sustainability: The third age of green marketing». «The Marketing Review», 2(2), 129–146.
  • Peattie, K and Crane, A. (2005), «Green marketing: Legend, Myth, Farce or Prophecy?» «International Journal», (8)4: 357-370.
  • Polanski M. (1994) «An introduction to green marketing», Electronic Green Journal, Vol. 1. Issue 2, pp. 1091.
  • Pride, W.M. and Ferrell, O.C. (2008), Marketing, 14th edition. New York: Houghton Mifflin.
  • Ottman J.A. et al, "Avoiding Green Marketing Myopia", Environment, Vol-48, June-2006
  •   1975 год

    Материалы по теме:


    Поделиться: