История маркетинга
1917 год Сформулирована концепция маркетинга

В 1917 году Ральф Батлер (Ralph Butler) впервые сформулировал и предложил общественности концепцию маркетинга. 

За семь лет до события, Р. Батлер в Висконсинском университете начинает читать первый постоянный курс по маркетингу — «Методы маркетинга».

Р. Батлер и А. Шоу в книге «Покупка, продажа и методы торговли» (Нью-Йорк, 1911) назвали маркетинг комбинацией факторов, которые необходимо учитывать, организуя работы, которые имеют характер продажи, или деятельность, способствующие продаже.

В 1915 году А. Шоу написал книгу «Некоторые проблемы рыночного распределения». Название книги недвусмысленно указывает на основную направленность текста –  по сути, две трети книги посвящены задачам и возможностям товарного распространения. Сам шоу признает, что маркетинговая терминология неясна (Shaw 1915, p. 7). Однако, несмотря на отсутствие ясности, его анализ начал выявлять функции рыночной деловой активности. Для А. Шоу дистрибуция и маркетинг – это практически синонимы.

Потребовался еще год, что бы Шоу развил эту тему в другом своем тексте «Подход к проблемам бизнеса», опубликованный в 1916 году, среди рассматриваемых тем, содержал такие: оснащение завода,  посредники, прямые продавцы, реклама, анализ рынка, ценовая политика – все в различной комбинации этих функций. До сих пор экономисты практически не обращали внимания на подобные функции, и впервые они рассматривались целостно, хотя и не под термином «маркетинг».

В 1917 году Ральф Старр Батлер в своей монографии «Marketing Methods» (маркетинговые методы) был первым, кто осмыслил и суммировал маркетинговую практику. Центральная идея этой концепции состоит в сдвиге товарного производства от интересов производителя к интересам потребителя (Batler 1918). 

Мак Кормик выделил маркетинг в качестве центральной функции управления предприятием, которая требует специфической работы менеджера.

П. Черрингтон 1928 определил маркетинг как науку, связанную с распределением товаров на пути от производителя к потребителю. В этот период маркетинг увязывался главным образом лишь с реализацией товаров: основное внимание уделялось вопросам организации сбыта, торговли и рекламы. Однако в дальнейшем ограниченность такой трактовки стала очевидной. Значительную роль в этом сыграл и кризис 1929–1933 гг., после которого маркетинг окончательно утратил чисто сбытовую ориентацию. Но уже начиная с 1948 г. маркетинг стал рассматриваться как осуществление и других видов хозяйственной деятельности, направляющих поток товаров и услуг от производителя к конечному или промежуточному потребителю.


Shaw, Arch W., Some problems in market distribution. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1915

Butler, Ralph Starr 1918, «Marketing methods», New York : Alexander Hamilton Institute 




  302 просмотра
  1917 год

Материалы по теме:


Поделиться: