История маркетинга
1903 год Концептуализация рекламы и ее вклад в развитие маркетинга

В начале двадцатого века появилась надеждой на то, что панацеей для роста продаж в условиях перепроизводства, станет реклама. Ее активное использование было обусловлено растущим тиражом газет и журналов, благодаря стойкой уверенности в безграничных средств психологической мотивации и влияния рекламы на поведение человека на рынке. Нужно сказать, что реклама работала и эта уверенность была подкреплена первоначальной практикой рекламирования и полученными положительными результатами.

Хотя как сама реклама, так и исследования рекламы появились до 1900 года, например, многократно цитируемый и по сею пору вот уже более ста лет монументальный труд под названием «История рекламы» Семпсона (Sampson 1874), но ни одно из них не может считаться внесшим вклад в развитие маркетинговой мысли в Америке до начала XX века (Bartels 1976).

В 1903 году выходит одна из первых работ о теории рекламы, оказавших определенное влияние на развитие маркетинговой мысли – книга Уолтера Скотта «Теория рекламы» (Scott, 1903). Автор ввел в анализ рекламы такие понятия, как: внимание, ассоциация идей, внушение, восприятие, апперцепция, иллюзии и ментальные образы. Психологические законы, которые он предлагал, не были новыми для психологии, но их контекстное применение в рекламе было новым. Его идеи нашли свое выражение в издаваемых позднее книгах по теории и психологии рекламы других авторов.

Среди психологов, пишущих о рекламе, видными были:

  • Уолтер Дилл Скотт (Walter Dill Scott) директор психологической лаборатории Северо-Западного университета,
  • Гарри Л. Холлингворт (Harry L. Hollingworth) преподаватель психологии Колумбийского университета,
  • Генри Ф. Адамс (Henry F. Adams) профессор психологии Мичиганского университета.
Эти три писателя были типичными специалистами от психологии, оказавшей определенное влияние на развитие рекламной и маркетинговой мысли на их ранней стадии становления. Психологи взяли на себя труд переосмыслить принципы психологии для рекламной деятельности, объяснить психические процессы, на которые должна воздействовать реклама, и применить это понимание при создании эффективной рекламы. Правда в том, что, скажем, Холлингворт т Адамс, будучи психологами, концентрировались на психологических принципах, с целью получения откликов от рекламы. Как и другие авторы, они посвятил свое внимание описанию психологических аспектов рекламы. В своей книге «Реклама и продажа», вышедшей в 1913 году, Холлингворт не упоминал ни о маркетинге, ни об экономике, ни о журналистике, ни о существовавшей многолетней практике рекламных агентств (Hollingworth 1913).  Адамс считал, что можно разбить рекламу на элементы и с математической точностью показать ее эффективность (Adams 1916).

К 1915 году знания о рекламе, как и знания о маркетинге в целом, возросли до такой степени, что о рекламе писали не только психологи. Начали появляться тексты а экономических аспектах, аспектах бизнеса на рекламе, а также описания практических сторон рекламной деятельности. Авторами работ о рекламе все чаще становились люди, имеющие опыт работы в рекламных агентствах.

Впрочем, до 1920 года сама концепция рекламы еще не существовала; взаимосвязь рекламы с рыночной деятельностью в работах авторов, пишущих о рекламе, первостепенного значения не имела; связь рекламы с формирующейся теорией маркетинга не прослеживалась. Работы в области исследования и описание рекламы того времени можно охарактеризовать, как формирующие будущую концепцию рекламы. Мыль авторов, по большей части, концентрировалась на вербализации рекламы и ее психологических аспектах, поскольку многие из авторов, пишущих о ней, были психологами. Скотт утверждал, что дискусси того времени, посвященные рекламе, не содержали упоминаний о чем-либо, кроме психологии, и это, по его мнению, не могло бы стать фундаментом для теории рекламы. 

До 1950 года было опубликовано более ста тридцати книг на тему принципов рекламы. Это число превысило число работ, написанных по другим аспектам маркетинга, что свидетельствует о популярности рекламы как с точки зрения читателей, так и писателей того времени.


  • Adams Henry F. 1916 , Advertising and Its Mental Laws (New York: Macmillan Co., 1916).
  • Bartels,  Robert (1976) “The History of Marketing Thought,” 2 ed. GRID Inc.
  • Hollingworth Harry L. 1913 «Advertising and Setting» New York: D. Appleton - Century Co.. Inc., 1913.
  • Sampson, 1874, A history of advertising from the earliest times, London, Chatto and Windus
  • Scott, Walter Dill, 1903 , «The theory of advertising; a simple exposition of the principles of psychology in their relation to successful advertising», Boston, Small, Maynard & Company 1903 Скачать
  •   182 просмотра
      1903 год

    Материалы по теме:


    Поделиться: